Грузинская икона Божией Матери: подробная история

Опубликовано vpinege_rf - 28.01.2018 г (воскресенье) в 07:30

История этой иконы до появления её в Красногорском монастыре тянется из далекого семнадцатого столетия. Дата написания, увы, неизвестна, но есть точные сведения, что икона была вывезена из Грузии в 1622-м году, после того, как персидский шах Аббас Великий подчинил Кахетинское и Картлийское царства.

Завоевал шах Грузию конечно чуть раньше, но именно на 20-ые годы XVII столетия приходится дружеский порыв шаха к России. Он был одним из первых, кто признал установление династии Романовых и В 1625 году прислал в подарок ризу Господню, и роскошный трон.

Икона, впрочем, в список даров шаха не входила и была в том же 1625-м году куплена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина.

"К тому Стефану Персянин некий принес икону Пресвятой Богородицы, украшенную серебром и золотом, и купил он ее у него".

Итак, 1625-ый год Грузинская икона Божией Матери едет в Россию. Ехала икона очень долго, даже по тем временам, до России добралась лишь в 1629-м году. Тут-то ярославский купец вспомнил про некое видение, согласно которому он должен был отвести икону на Черную гору что стоит подле реки Пинега.

"В Великой России есть страна Двинская, от реки Двины так нарицаемая, прилежащая краем к великому морю Окиану полунощному по нему же и корабли приходят от западных стран в Россию, а река Двина течет в тот великий Океан: есть же в пределах той Двинския области одна река, нарицаемая Пенега, яже течет в ту великую реку Двину, имеющая в себе многие версты. Прилежит же в реке той гора великая и превысокая очень Черная называемая, продолжающаяся до того же великого моря Океана на северную страну, имеющую долготы величество яко пятьсот поприщ, прежде пустой и ненаселяемая человеками была. В лето же от сотворения мира (1603 г.), по некоему откровению Божию, создан был монастырь в горе той во имя Пресвятой Богородицы, от некоего иерея той же страны, именем Мирона, и стал он игуменом монастыря того".

"В то же время, когда купил он Святую икону ту в Персии, было некое явление Божие во сне, во граде Ярославле, прежде помянутому господину его Георгию, и сказано: приставник имения твоего, быв в Персии, купит тебе безценный бисер, и когда принесет тебе, пошли его в пределы Двинской области в Черную гору. Георгий, воспряв от сна, много размышлял о видении. Не ведая, что есть бисер, ни места Черныя горы. И по времени пришел из Персии преждепомянутый приставленик имения его Стефан, и принес ему чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую купил в Персии. Он же с радостью ее приял и вспомнил о видении, глаголя: это есть во истину бесценный бисер, о нем же мне в сонном видении было сказано. И вскоре по повеленному ему пошел в пределы Двинской области (Холмогоры), и до монастыря Черной горы достиг 22 августа".

Григорий Лыткин подошел к выполнению этой миссии с полной ответственностью: он нетолько отвез икону, но и обустроил на Чёрной горе церковь и снабдил её всей соответствующей утварью. Купец Лыткин вдохнул жизнь в обитель, которая спустя годы будет называться Красногорский монастырь. Монастырь просуществует почти полтысячи лет.

"После появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В тот год в городе была эпидемия чумы и с привезённым образом связывали ряд исцелений. Так, в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова".

Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска, образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.

В 1707 году изограф Оружейной палаты Кирилл Уланов сделал точный мерный список Грузинской иконы. На его нижнем поле помещена надпись: «[1707] написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся четыре мощевика. С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.

В 1920—1922 годах после закрытия Красногорского монастыря икона исчезла, а затем в 1946 году появилась вновь: Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.

На сегодняшний день точно существует 3 списка этой иконы:
1. Раифский Богородицкий мужской монастырь, в 10 км от г. Казань, приблизительно 1661-1662 гг.
2. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках, г. Москва, приблизительно 1655-1656 гг.
3. Церковь Воскресения Христова в Сокольниках, г. Москва, приблизительно 1654-1655 гг.
4. Храм святого Мартина исповедника, г. Москва, приблизительно середина XVII столетия.
5. точный мерный список иконы 1707 года, Государственная Третьяковская галерея - на фото как раз этот список.

Спи́сок (от спи́сывать) — икона, представляющая собой воспроизведение почитаемой иконы.

Каталог:

Поделиться:

Добавляйтесь в социальных сетях: